Инновационный проект в начальной школе

С 2021/2022 учебного года в учреждении образования

начата работа по реализации инновационного проекта

«ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНОГОМЕРНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

            Цель инновационного проектаповышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников.

 Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- внедрить технологию многомерного чтения в образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования; 

-внедрить методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах «русский язык», «литературное чтение», «математика», «человек и мир»; 

- оценить эффективность использования технологии многомерного чтения;

- разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной технологии.  

 Актуальность проекта:

Основной характеристикой современного мира является быстрая динамика происходящих в нем изменений. Появление глобальной сети Интернет, уже названное четвертой информационной революцией, кардинальным образом изменило общество. Индустриальная эпоха, главным товаром которой были промышленные изделия, в конце ХХ в. – начале ХХІ в. сменилась информационной, когда главным товаром становятся знания. При этом на данном этапе меняется не только характер знаний, востребованных обществом и конкретным человеком, но и их содержание и структура. Одним из важных компонентов в структуре востребованных знаний, наиболее подверженным изменениям, является функциональное знание, определяющее в силу своей личностной значимости для человека содержание его функциональной грамотности. Прежде всего, данный вызов современности имеет отношение к системе образования. В мире, когда знания стремительно устаревают, человеку необходимо постоянно учиться и переучиваться, причем уметь это делать
быстро и качественно.

В Государственной программе «Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь, развитие функциональной грамотности определено как одно из принципиальных преобразований в системе образования нашей страны с целью повышения ее конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.

Именно с начальной школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого учащегося этап становления его функциональной грамотности, когда происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: письму и чтению, говорению и слушанию.

Образовательным стандартом начального образования определены требования к метапредметным результатам освоения содержания образовательной программы начального образования, которые отражают готовность учащегося к познавательной деятельности, освоение универсальных учебных действий и межпредметных понятий.

В то же время различные мониторинговые исследования показывают недостаточный уровень сформированности читательской грамотности учащихся, которая лежит в основе формирования функциональной грамотности.

Одним из вариантов решения данной проблемы может быть использование в образовательном процессе на первой ступени общего среднего образования технологии многомерного чтения, которая доказала свою эффективность при апробации в различных учреждениях образования республики.

Понятие «многомерное чтение» в методику вводится впервые, что обусловлено необходимостью обозначить и зафиксировать авторскую технологию, которая в настоящее время разрабатывается авторским коллективом под научным руководством Гин С.И.

Теоретической основой проекта является комплекс дидактических подходов, применение которых результативно в осмысленном прочтении многослойного художественного текста, в соотношении учебных знаний с многомерной реальностью, в формировании метапредметных умений,  сформированных в системно-деятельностном решении проблем, использовании креативного подхода при выполнении практико-ориентированных заданий.

Значимость инновационного проекта состоит в том, что внедрение технологии многомерного чтения соответствует основным стратегическим приоритетам развития системы образования в Республике Беларусь; обеспечивает достижение метапредметных результатов обучения, заложенных в образовательном стандарте начального образования; совершенствует и обогащает методику обучения на первой ступени общего среднего образования. Распространение технологии многомерного чтения позволит повысить качество начального образования, а также интегрировать инновационный опыт в мировое образовательное пространство.

Научное сопровождение проекта:

Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент.

Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик 

ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент.

Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования».

Временные рамки реализации проекта: 2021 – 2024

Данная продолжительность инновационной деятельности (три года) обусловлена тем, что на первой ступени общего среднего обучения учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» реализуется во II-IV классах. Систематическому изучению русской литературы предшествует обучение базовым навыкам чтения и письма как видам речевой деятельности в рамках учебного предмета «Обучение грамоте» в первом классе. 

В реализации инновационного проекта принимают участие педагоги:

Гацук Светлана Михайловна, учитель начальных классов

Слуцкая Светлана Николаевна, учитель начальных классов

Козунко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Пугач Ольга Валентиновна, учитель начальных классов

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей успешность учащихся на второй ступени обучения и в личной жизнедеятельности.