С 2021/2022 учебного года в учреждении образования
начата работа по реализации инновационного проекта
«ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНОГОМЕРНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Цель инновационного проекта: повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- внедрить технологию многомерного чтения в образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования;
-внедрить методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах «русский язык», «литературное чтение», «математика», «человек и мир»;
- оценить эффективность использования технологии многомерного чтения;
- разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной технологии.
Актуальность проекта:
Основной характеристикой современного мира является быстрая динамика происходящих в нем изменений. Появление глобальной сети Интернет, уже названное четвертой информационной революцией, кардинальным образом изменило общество. Индустриальная эпоха, главным товаром которой были промышленные изделия, в конце ХХ в. – начале ХХІ в. сменилась информационной, когда главным товаром становятся знания. При этом на данном этапе меняется не только характер знаний, востребованных обществом и конкретным человеком, но и их содержание и структура. Одним из важных компонентов в структуре востребованных знаний, наиболее подверженным изменениям, является функциональное знание, определяющее в силу своей личностной значимости для человека содержание его функциональной грамотности. Прежде всего, данный вызов современности имеет отношение к системе образования. В мире, когда знания стремительно устаревают, человеку необходимо постоянно учиться и переучиваться, причем уметь это делать
быстро и качественно.
В Государственной программе «Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь, развитие функциональной грамотности определено как одно из принципиальных преобразований в системе образования нашей страны с целью повышения ее конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.
Именно с начальной школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого учащегося этап становления его функциональной грамотности, когда происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: письму и чтению, говорению и слушанию.
Образовательным стандартом начального образования определены требования к метапредметным результатам освоения содержания образовательной программы начального образования, которые отражают готовность учащегося к познавательной деятельности, освоение универсальных учебных действий и межпредметных понятий.
В то же время различные мониторинговые исследования показывают недостаточный уровень сформированности читательской грамотности учащихся, которая лежит в основе формирования функциональной грамотности.
Одним из вариантов решения данной проблемы может быть использование в образовательном процессе на первой ступени общего среднего образования технологии многомерного чтения, которая доказала свою эффективность при апробации в различных учреждениях образования республики.
Понятие «многомерное чтение» в методику вводится впервые, что обусловлено необходимостью обозначить и зафиксировать авторскую технологию, которая в настоящее время разрабатывается авторским коллективом под научным руководством Гин С.И.
Теоретической основой проекта является комплекс дидактических подходов, применение которых результативно в осмысленном прочтении многослойного художественного текста, в соотношении учебных знаний с многомерной реальностью, в формировании метапредметных умений, сформированных в системно-деятельностном решении проблем, использовании креативного подхода при выполнении практико-ориентированных заданий.
Значимость инновационного проекта состоит в том, что внедрение технологии многомерного чтения соответствует основным стратегическим приоритетам развития системы образования в Республике Беларусь; обеспечивает достижение метапредметных результатов обучения, заложенных в образовательном стандарте начального образования; совершенствует и обогащает методику обучения на первой ступени общего среднего образования. Распространение технологии многомерного чтения позволит повысить качество начального образования, а также интегрировать инновационный опыт в мировое образовательное пространство.
Научное сопровождение проекта:
Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент.
Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик
ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент.
Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования».
Временные рамки реализации проекта: 2021 – 2024
Данная продолжительность инновационной деятельности (три года) обусловлена тем, что на первой ступени общего среднего обучения учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» реализуется во II-IV классах. Систематическому изучению русской литературы предшествует обучение базовым навыкам чтения и письма как видам речевой деятельности в рамках учебного предмета «Обучение грамоте» в первом классе.
В реализации инновационного проекта принимают участие педагоги:
Гацук Светлана Михайловна, учитель начальных классов
Слуцкая Светлана Николаевна, учитель начальных классов
Козунко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
Пугач Ольга Валентиновна, учитель начальных классов
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей успешность учащихся на второй ступени обучения и в личной жизнедеятельности.