Родителям будущих первоклассников

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.

 

Приём документов в первый класс

Приём документов в первый класс

Организация приёма в 1 класс в 2024/2025 учебном году

Порядок приема (зачисления) детей в I классы УОСО регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 19.09.2022 № 322 (далее – Положение об УОСО), Инструкцией о порядке учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2022 № 285.

В соответствии с пунктом 72 Положения об УОСО, прием документов для зачисления в I классы УОСО детей, проживающих по микрорайону, осуществляется

с 12 июня по 15 августа.

При наличии свободных мест для зачисления в I классы УОСО детей, не проживающих по микрорайону, документы могут быть поданы

с 16 по 28 августа.

Обращаем внимание, что прием (зачисление) детей в УОСО осуществляется по достижении ими на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей ребенка с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс ребенка, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году (пункт 3 статьи 151 Кодекса об образовании).

В первую очередь в 1 классы государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г.Скиделя имени В.Г.Пешко» принимаются дети, проживающие в микрорайоне данного учреждения образования. При наличии свободных мест в государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г.Скиделя имени В.Г.Пешко» могут приниматься дети, проживающие в иных микрорайонах.

Заявления от родителей (законных представителей) детей, проживающих в микрорайоне Средней школы №1 г.Скиделя им. В.Г.Пешко, совместно с иными документами, установленными частью первой пункта 2 статьи 151 Кодекса об образовании, пунктом 67 Положения об УОСО, принимаются в соответствии с утвержденным графиком лицами, определенными ответственными за прием документов. Приём на свободные места в Средней школе №1 г.Скиделя им.В.Г.Пешко детей, которые не проживают по микрорайону, осуществляется в порядке очерёдности регистрации заявлений от их законных представителей.

Для приёма заявлений от родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне Средней школы №1 г.Скиделя им.В.Г.Пешко, устанавливается следующий порядок:

заявления принимаются директором в период с 12 июня 2024 г. по 15 августа 2024 г. во время приёма граждан и регистрируются в специально отведённой для этих целей книге регистрации заявлений. Приём документов, установленных частью первой пункта 2 статьи 151 Кодекса об образовании, пунктом 67 Положения об УОСО, от законных представителей детей для зачисления в 1 класс Срешней школы №1 г.Скиделя им.В.Г.Пешко на свободные места осуществляется в порядке очерёдности подачи заявлений в период с 16 по 28 августа года приёма.

Перечень документов для зачисления в 1 класс:

  1. Медицинская справка о состоянии здоровья установленного образца;
  2. Оригинал свидетельства о рождении ребёнка (для внесения данных в личную карту);
  3. Заявление законного представителя ребёнка установленного образца (заполняется в учреждении образования);
  4. Паспорт законных представителей с отметкой о регистрации.

Для организации обучения детей с особенностями психофизического развития дополнительно предоставляется заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Для организации обучения на дому дополнительно предоставляется справка врачебно-консультационной комиссии (с указанием сроков обучения) и дополнительное заявление установленного образца (заполняется в учреждении образования).

По решению Гродненского районного исполнительного комитета от 29.06.2015 №449 ( в редакции решения Гродненского районного исполнительного комитета  22.04.2022 №236) за государственным учреждением образования «Средняя школа №1 г.Скиделя» закреплены:

улицы: Богушевича,  М.Борисовой, Весенняя, Волынова, Ворошилова, Гагарина, Горовца, Деленковского, Дзержинского, Жолобова, Заречная, Заслонова, Зеленая, Зеленковского, Интернациональная, Климука, Коммунальная, Комсомольская, Красноармейская, Янки Купалы, Ленина (до 78 дома), Лермонтова, Летняя (до 11 дома), Луговая, Мира, Некрасова, Некраши, Октябрьская (до 38 дома), Партизанская (до 38 дома), Пионерская, Пролетарская, 17-го сентября, Севрука, Советская (до 37 дома), Солнечная, Счастного, Терешковой, Титова, Чапаева, Чичковой,  Школьная, Шостаковича, Щеголева;

переулки: Пролетарский, Ролика, Севрука, Тихий, Восточный, Зеленый, Коммунальный, Луговой;

деревни: Некраши Скидельского сельсовета.

свернуть

График приёма документов для зачисления в 1 класс на 2023/2024 учебный год

 

График приёма документов для зачисления в 1 класс

на 2024/2025 учебный год

Дни недели

Лицо, ответственное за приём документов

Время

Лица, заменяющие ответственного

 

 

Понедельник

Козлова Татьяна Николаевна, директор

8.00-13.00

Сало Светлана Владимировна, заместитель директора по учебной работе

Карпович Алла Ивановна, заместитель директора по учебной работе

 

 

Вторник

Козлова Татьяна Николаевна, директор

8.00-13.00

Сало Светлана Владимировна, заместитель директора по учебной работе

Карпович Алла Ивановна, заместитель директора по учебной работе

 

 

Среда

Сало Светлана Владимировна, заместитель директора по учебной работе

8.00-13.00

Козлова Татьяна Николаевна, директор

Карпович Алла Ивановна, заместитель директора по учебной работе

 

 

Четверг

Сало Светлана Владимировна, заместитель директора по учебной работе

15.00-20.00

Козлова Татьяна Николаевна, директор 

Карпович Алла Ивановна, заместитель директора по учебной работе

 

 

Пятница

Козлова Татьяна Николаевна, директор

8.00-13.00

Сало Светлана Владимировна, заместитель директора по учебной работе

Карпович Алла Ивановна, заместитель директора по учебной работе

 

 

Суббота

(4-я месяца)

Козлова Татьяна Николаевна

8.00-13.00

Сало Светлана Владимировна, заместитель директора по учебной работе

Карпович Алла Ивановна, заместитель директора по учебной работе

 

 

Организационное собрание родителей (законных представителей), чьи дети будут зачислены в 1 класс государственного учреждения образования

«Средняя школа №1 г.Скиделя имени В.Г.Пешко», состоится

26 августа 2024 года в 18.00.

 

свернуть

Готовность ребенка к школьному обучению

Быть готовым к школе – не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть

готовым всему этому научиться. 

Венгер Л.А.

 

Уважаемые родители будущих первоклассников! Для того чтобы Ваш ребёнок чувствовал себя в первом классе уверенно, а учение давалось ему легко, будущему школьнику необходимо приобрести целый ряд умений и навыков. Учебная успешность напрямую зависит от готовности к школе.

Высокую стартовую готовность детей к обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надёжности и качества будущей постройки (успешной учёбы).

Специалисты выделяют несколько критериев готовности ребёнка к обучению в школе, которые и являются основой будущей школьной успешности:

1. Интеллектуальная готовность

Она проявляется в способности концентрировать внимание, в умении видеть логические связи, устанавливать отношения между явлениями и событиями, а также в достаточном развитии памяти и мелкой моторики. Последнее является основным показателем готовности ребёнка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом.

2. Эмоциональная готовность

Об эмоциональной готовности можно говорить, когда у ребёнка ослабевают импульсивные реакции, на смену которым приходит произвольное поведение и появляется мотивация к обучению. Помимо этого, эмоциональная готовность к школе означает, что ребёнок уже научился управлять своими эмоциями и приобрел важное умение сосредотачиваться.

3. Социальная готовность

В это понятие входит потребность в общении, способность принимать роль ученика и умение слушать, а также способность и умение подчиняться правилам, принятым в коллективе.

Таким образом, именно вышеназванные качества необходимы детям для успешного начала обучения в школе, а не умение читать и писать.

Также родителям необходимо научить ребёнка элементарным правилам поведения:

  • подчинять свои желания определённым требованиям; ребенок должен осознавать, что такое “хочу”, и что такое “надо”;
  • слушать и выполнять требования взрослых;
  • уважать собеседника, не прерывать его и правильно к нему обращаться;
  • научить дружить (воспитывать чувство товарищества) и конструктивно общаться с взрослыми и сверстниками.

Есть и другие важные задачи, которые необходимо реализовать родителям, готовя ребёнка к школьному обучению:

  1. Нужно психологически настроить ребёнка к школе, воспитывать интерес к ней и желание учиться. Нужно рассказывать и читать ребенку книги о школе, об учителях.  
  2. Некоторые родители думают, что желание учиться появится само собой, но при этом запугивают детей трудностями, строгостью учителей; нередко предупреждают ребенка, что с начала учебного года он лишится всех игрушек и игр. Так делать нельзя. Наоборот, успокойте ребёнка, скажите, что все его игрушки будут помогать ему учиться.
  3. Нужно развивать у детей навыки самообслуживания:
  • раздеваться и одеваться самостоятельно;
  • самостоятельно завязывать шнурки и застёгивать пуговицы;
  • аккуратно убирать вещи на место;
  • мыть руки перед приёмом пищи, после посещения туалета, по мере загрязнения; правильно пользоваться салфеткой, столовыми приборами.
  1. Ребёнок должен рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, разучивать стихи и песенки, заниматься счётом, слушать чтение книг. Все эти разнообразные занятия способствуют воспитанию привычки к посильной умственной деятельности.
  2. Нужно приучать ребёнка любить книгу. Но не следует читать детям очень долго - это их утомляет (достаточно 30- 40 минут). Книги должны быть доступными по содержанию и соответствовать возрасту ребёнка. Научите не только слушать, но и пересказывать. Тем самым будет развиваться речь, мышление, творческое воображение.
  3. Необходимо работать над развитием мелкой моторики руки – заняться мозаикой, помочь маме перебрать крупу, учить ребёнка вышивать, пришивать пуговицы, лепить из пластилина, собирать пазлы и другое.
  4. Следует позаботиться о том, расширяется ли кругозор вашего ребёнка. Знает ли он то, что его окружает. Обратите внимание, часто ли ваш малыш задает вопросы-«почемучки». Внимательное отношение взрослых к детским вопросам способствует развитию ребёнка. Так он приобретает знания, так растет его наблюдательность и любознательность.

 К моменту поступления в школу дети должны знать:

  • свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, домашний адрес;
  • название нашей страны и её столицы;
  • название родного города, свой адрес;
  • название основных профессий и уметь объяснять, чем занимаются люди этих профессий.

должны иметь представление:

  • о всенародных праздниках;
  • о труде людей в городе и сельской местности.
  • о сезонных изменениях в природе;
  • о домашних и диких животных;
  • о перелётных и зимующих птицах;
  • о лесных ягодах и грибах;
  • об овощах и фруктах;
  • о деревьях, кустарниках и цветах.

должны уметь:

  • соотносить цифры и числа в пределах 10-ти, выполнять в этих пределах элементарные счётные операции;
  • сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
  • называть материалы, из которых изготовлены предметы;
  • сравнивать предметы и объекты по длине, высоте, ширине;
  • различать форму предметов и объектов;
  • составлять из нескольких геометрических фигур другие фигуры по образцу и по представлению;
  • определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
  • понимать значение понятий "вчера", "сегодня", "завтра";
  • называть части суток, дни недели, названия месяцев года, их последовательность;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • проводить прямые, не дрожащие линии;
  • "видеть" строку и писать в ней;
  • видеть клеточки и точно вести по ним рисунок;
  • раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • правильно произносить все звуки;
  • уметь определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец);
  • употреблять в речи простые и сложные предложения;
  • составлять небольшие рассказы о предмете, картине или по какой-либо теме;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;
  • запоминать и рассказывать стихотворения, загадки, повторять дословно предложения;
  • выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

 

свернуть

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  • Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
  • Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
  • После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»
свернуть

Что делать, если ваш ребенок не хочет идти в школу?

По данным психологов, примерно 10 % детей не хотят идти в школу, потому что слышали о ней нелестные высказывания взрослых; около 8% получили негативный настрой от старших детей. Малыши верят во все без доказательств, поэтому очень важно, чтобы будущий первоклассник получал позитивную информацию о школе от близких людей. Вторая причина - если ребенок "не наигрался", но его психика очень пластична, и, придя в класс, он скоро начнет испытывать удовольствие от процесса обучения.

свернуть

Советы психолога

Как поддержать стремление ребенка ходить в школу?

        Первые дни и  недели пребывания ребенка в школе ребенку очень хочется рассказать дома обо всем увиденном, услышанном, пережитом. Обязательно поддержите это  стремление, смелее радуйтесь победам и вместе преодолевайте трудности. Подбадривайте поступки ребенка ласковым словом или поучите горьким молчанием. В конце концов, ребенок приобретет в вашем лице близкого друга. А ведь это самое важное.

  • Не стоит отправлять ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок, поскольку начало школьной жизни считается стрессом для 6-7 летних детей. Если занятия музыкой и спортом кажутся Вам необходимой частью воспитания Вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или спустя какое-то время после учебы.
  • Не ждите, что ваш ребенок обязательно будет таким, как вы, или таким, как вы хотите. Помогите ему стать не вами, а самим собой.
  • Ребенок может ошибаться, это нормально.
  • Доброжелательно относитесь к чужому ребенку, никогда не делайте чужому ребенку то, что не хотели бы, чтобы другие делали вашему.
  • Любите своего ребенка любым: талантливым и не очень, удачливым и невезучим.
  • Спрашивайте ребенка каждый день о школе: «что понравилось, чему научился, с кем играл?» (вместо «Что получил? Тебя ругали?»). Будьте искренне заинтересованы в школьных делах ребенка.
  • Серьезно отнеситесь к первым достижениям ребенка и его возможным трудностям. Хвалите ребенка, но за дело: «У тебя замечательно получилось…», «Ты аккуратно написал…», «Ты вовремя…», «Хорошо, что…» (Вместо односложных: Молодец! Умница!). Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.
  • Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку.
  • Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе – хвалите за готовый результат. Подготовьте ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, попытайтесь научить его простым правилам детского общежития.
свернуть

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников, ответ на часто задаваемые вопросы.

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 2 июня по 28 августа подают следующие документы:

  • заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
  • свидетельство о рождении ребенка.

Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

Не обязательно.

Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?

Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.

Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.

Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.

В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.

Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

  • уроки проводятся только в первую смену;
  • для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
  • каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
  • учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
  • наполняемость класса – не более 20 человек;
  • в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
  • продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
  • продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут. домашние задания учащимся не задаются.

Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги.  Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.

Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.

Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе. Учебно-методический комплекс для первого класса включает: учебное пособие «Солнышко-Сонейка», учебник «Букварь», тетради на печатной основе – «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо», учебник «Математика» в двух частях, учебник «Человек и мир».

Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.

Первокласснику необходимы:

  • - школьный ранец, портфель или рюкзак
  • - набор цветных ручек
  • - фломастеры и карандаши
  • - ластик
  • - точилка
  • - обложки для тетрадей и книг
  • - пенал
  • - линейка
  • - краски (акварельные или гуашь)
  • - альбом для рисования
  • - набор кисточек.

Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

Вопрос 13. На чем остановить выбор: на школе, о которой «ходит» хорошая слава, или же искать хорошего учителя?

Пожалуй, это самый важный вопрос. Поскольку эти ответы будут читать в основном учителя начальных классов, чтобы использовать их для ответов родителям первоклассников на родительских собраниях, то обращаемся к ним. 

Уважаемые коллеги! Вы видите по содержанию вопросов, как волнуются родители, отдавая в Ваши руки своих первоклашек. На поставленный в данном случае вопрос ответ такой: ищите хорошего, доброго, терпеливого, любящего детей и свою работу учителя». От Вас зависит все: и желание учеников каждый день «бежать» к Вам в школу, ожидая встречи со своей, самой доброй учительницей, и усвоение нового материала на уроке, и хорошее настроение родителей, и спокойная обстановка в семье, и горящие глаза Ваших учеников, которые первый раз перешагнули порог школы с огромной надеждой и верой в то, что их здесь очень ждали, особенно Вы, их первая учительница.

Родителям можно посоветовать: 

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово - «первый раз в первый класс»!

свернуть