Жизнь современного человека постоянно сопровождается различными факторами, способными представлять угрозу для его физического и психического здоровья. Актуальность поиска путей обеспечения безопасности школьников связана, с одной стороны, с появлением новых источников опасности, накоплением эмпирических знаний, обогащением культуры; с другой — с тенденциями, характерными для развития детства.
Важным компонентом формирования личности человека является воспитание культуры личной безопасности. Культура как социальное явление возникла именно благодаря потребности первобытного общества и древнего человека в выживании, т. е. ей изначально присуща защитная функция. Можно сказать, что культура в широком смысле является культурой безопасности, поскольку одна из основных ее функций — защита человека и общества. Значительную роль в реализации данной функции играет образование.
Воспитание культуры безопасности является важной составляющей процесса формирования адаптивной личности, поэтому понятие «культура безопасности» должно быть положено в основу построения образовательного процесса в школе, нацеленного на формирование у школьников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. В соответствии с этим содержание обучения должно включать:
- воспитание мотивации к безопасности;
- формирование системы знаний об источниках опасности, опасных ситуациях и средствах их предупреждения и преодоления;
- формирование компетенций безопасного поведения;
- воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Школьный урок как средство воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся