В 2024 году в учреждении образования
завершена работа по реализации инновационного проекта
«ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНОГОМЕРНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Цель инновационного проекта: повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников.
Задачи инновационного проекта:
- внедрить технологию многомерного чтения в образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования;
-внедрить методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах «русский язык», «литературное чтение», «математика», «человек и мир»;
- оценить эффективность использования технологии многомерного чтения;
- разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной технологии.
Научное сопровождение проекта:
Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент.
Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент.
Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования».
Временные рамки реализации проекта: 2021 – 2024
Данная продолжительность инновационной деятельности (три года) обусловлена тем, что на первой ступени общего среднего обучения учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» реализуется во II-IV классах. Систематическому изучению русской литературы предшествует обучение базовым навыкам чтения и письма как видам речевой деятельности в рамках учебного предмета «Обучение грамоте» в первом классе.
В реализации инновационного проекта принимали участие педагоги:
Козлова Татьяна Николаевна, директор учреждения образования;
Сало Светлана Владимировна, заместитель директора по учебной работе;
Гацук Светлана Михайловна, учитель начальных классов;
Слуцкая Светлана Николаевна, учитель начальных классов;
Козунко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов;
Пугач Ольга Валентиновна, учитель начальных классов.
Актуальность проекта
Основной характеристикой современного мира является быстрая динамика происходящих в нем изменений. Появление глобальной сети Интернет, уже названное четвертой информационной революцией, кардинальным образом изменило общество. Индустриальная эпоха, главным товаром которой были промышленные изделия, в конце ХХ в. – начале ХХІ в. сменилась информационной, когда главным товаром становятся знания. При этом на данном этапе меняется не только характер знаний, востребованных обществом и конкретным человеком, но и их содержание и структура. Одним из важных компонентов в структуре востребованных знаний, наиболее подверженным изменениям, является функциональное знание, определяющее в силу своей личностной значимости для человека содержание его функциональной грамотности. Прежде всего, данный вызов современности имеет отношение к системе образования. В мире, когда знания стремительно устаревают, человеку необходимо постоянно учиться и переучиваться, причем уметь это делать быстро и качественно.
В Государственной программе «Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь, развитие функциональной грамотности определено как одно из принципиальных преобразований в системе образования нашей страны с целью повышения ее конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.
Именно с начальной школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого учащегося этап становления его функциональной грамотности, когда происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: письму и чтению, говорению и слушанию.
Образовательным стандартом начального образования определены требования к метапредметным результатам освоения содержания образовательной программы начального образования, которые отражают готовность учащегося к познавательной деятельности, освоение универсальных учебных действий и межпредметных понятий.
В то же время различные мониторинговые исследования показывают недостаточный уровень сформированности читательской грамотности учащихся, которая лежит в основе формирования функциональной грамотности.
Одним из вариантов решения данной проблемы может быть использование в образовательном процессе на первой ступени общего среднего образования технологии многомерного чтения, которая доказала свою эффективность при апробации в различных учреждениях образования республики.
Понятие «многомерное чтение» в методику вводится впервые, что обусловлено необходимостью обозначить и зафиксировать авторскую технологию, которая в настоящее время разрабатывается авторским коллективом под научным руководством Гин С.И.
Теоретической основой проекта является комплекс дидактических подходов, применение которых результативно в осмысленном прочтении многослойного художественного текста, в соотношении учебных знаний с многомерной реальностью, в формировании метапредметных умений, сформированных в системно-деятельностном решении проблем, использовании креативного подхода при выполнении практико-ориентированных заданий.
Значимость инновационного проекта состоит в том, что внедрение технологии многомерного чтения соответствует основным стратегическим приоритетам развития системы образования в Республике Беларусь; обеспечивает достижение метапредметных результатов обучения, заложенных в образовательном стандарте начального образования; совершенствует и обогащает методику обучения на первой ступени общего среднего образования. Распространение технологии многомерного чтения позволит повысить качество начального образования, а также интегрировать инновационный опыт в мировое образовательное пространство.
Описание структуры и содержания технологии многомерного чтения
Технология многомерного чтения способствует успешному достижению цели и задач инновационного проекта. Представляется целесообразным представить основные содержательные аспекты технологии в виде дидактического многомерного инструмента – логико-смысловой модели:
Повышение квалификационного уровня педагогов, участников инновационной деятельности
Для успешной реализации инновационной модели созданы условия для совершенствования профессиональных компетенций педагогов через повышение квалификации:
обучающий курс (семинар) «Презентация инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»» (12.03.2021, ОИРО г. Гомеля);
обучающий курс «Экспериментальная и инновационная деятельность учреждения образования: порядок организации и проведения» (14.09.2021.-17.09.2021, ОИРО г.Гродно);
вебинар “Современный формат взаимодействия субъектов инновационного пространства на основе информационной платформы” (19.10.2021, АПО г.Минска);
областной семинар для руководителей, участвующих в экспериментальной и инновационной деятельности “Механизмы и условия обеспечения включенного участия педагогов учреждений образования в инновационных процессах”(22.10.2021, ОИРО г.Гродно);
республиканский семинар “Использование технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся вторых классов” (03.11.2021, ГИРО г.Минска);
онлайн-конференция «Пачатковая школа” - путеводитель педагога» (02.02.2022), направленная на расширение представлений о формировании читательской грамотности у учащихся 1 ступени общего среднего образования в контексте международного исследования PIRLS; на ознакомление с правилами оформления документов, присылаемых в редакцию для публикации в журнале «Пачатковая школа»;
республиканский семинар “Использование технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся третьих, четвёртых) классов” (2022, 2023 ГОИРО г.Гомеля);
семинар по теме «Организация сетевого взаимодействия учреждений образования при реализации экспериментальных и инновационных проектов», который способствовал ознакомлению с алгоритмом организации сетевого взаимодействия, с ключевыми этапами реализации краудсорсингового проекта, этапами и основными требованиями к разработке медианара, интерактивного плаката и др. (19.10.2022, ОИРО г.Гродно);
практикум с использованием дистанционных технологий обучения «Web-квест как средство для реализации проектной деятельности учащихся», на котором, благодаря включению участников в практическое занятие в игровых комнатах, апробировались сервисы web 2.0 интерактивной образовательной среды (25.10.2022, ОИРО г.Гродно);
семинар «Методика написания публикаций» (04.11.2022, ОИРО г.Гродно);
вебинар «Формирование учебно-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе организации проектной деятельности» (19.12.2022, ОИРО г.Гродно);
онлайн-конференции для заместителей директоров, курирующих инновационный проект, с консультантом инновационного проекта С.И.Гин, во время которых получены рекомендации по организации инновационной деятельности.
20.02.2023г.организовано посещение учреждения образования консультантом проекта, во время которого Светланой Ивановной Гин проведены обучающий семинар для учителей начальных классов г.Скиделя по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников», круглый стол для участников инновационной деятельности.
На протяжении реализации проекта была организована работа круглогодичного семинара «Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством использования технологии многомерного чтения».
Демонстрация и трансляция инновационного опыта
В ходе реализации проекта формировался эффективный инновационный опыт, который транслировался педагогами во время выступлений на заседании методических объединений учителей начальных классов (декабрь 2021; ноябрь 2022; октябрь 2023), педсовете (декабрь, 2022; март, 2024), путем размещения информации на сайте учреждения образования, информационной платформе АПО (в течение года). Презентация инновационного проекта состоялась на занятии районной школы управления «Успешная школа сегодня: новые ориентиры» (январь, 2022); заседании районной методической мастерской для заместителей директора по учебной работе (март, 2023); районном семинаре для учителей начальных классов по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством технологии многомерного чтения» (март, 2024). Учителя-участники инновационной деятельности делились инновационным опытом с коллегами посредством открытых учебных занятий по многомерному чтению (ежегодно). Данные мероприятия способствовали повышению качества образования и профессиональной компетентности педагогов.
Педагоги-инноваторы транслировали инновационный опыт в средствах массовой информации:
Гацук, С. М. Формирование функциональной грамотности младших школьников / С. М. Гацук // Опыт реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» : сборник научно-практических материалов участников инновационного проекта / ГУО «Гомельский областной институт развития образования» ; под общ. ред. С.И. Гин. – Гомель, 2024. – С. 164-168.
Пугач, О. В. «Биржа труда» - одна из форм профессионального воспитания учащихся начальных классов / О. В. Пугач // Пачатковая школа. – 2023. – № 9. – С. 19-21.
Пугач, О. В. Использование игр и упражнений для развития внимания младших школьников / О. В. Пугач // Опыт реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» : сборник научно-практических материалов участников инновационного проекта / ГУО «Гомельский областной институт развития образования» ; под общ. ред. С.И. Гин. – Гомель, 2024. – С. 186-191.
Сало, С. В. Клуб «Юный читатель» как средство формирования читательской грамотности младших школьников / С. В. Сало // Пачатковая школа. – 2023. – № 8. – С. 24-27.
Сало, С. В. По страницам многомерного чтения / С. В. Сало // Опыт реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» : сборник научно-практических материалов участников инновационного проекта / ГУО «Гомельский областной институт развития образования» ; под общ. ред. С.И. Гин. – Гомель, 2024. – С. 191-192.
Результаты инновационной деятельности
Эффективность инновационной деятельности определялась в соответствии с критериями и показателями:
Критерии |
Показатели |
Мотивация учебной деятельности |
- учебные предпочтения учащихся; - динамика познавательных интересов учащихся; |
Предметные результаты обучения |
- уровень обученности учащихся по учебным предметам; - результативность участия учащихся в интеллектуальных и творческих конкурсах; |
Метапредметные результаты обучения |
- уровень познавательной активности учащихся; - уровень словесно-логического мышления учащихся; уровень сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся; |
Личностные результаты обучения |
- уровень воспитанности учащихся; - динамика ценностных ориентаций учащихся; |
Читательская грамотность учащихся
|
- умение находить информацию, представленную в тексте в явном и в неявном виде; - умение интегрировать и интерпретировать информацию текста; - умение обобщать и оценивать содержание и форму текста; |
Информационная грамотность учащихся |
- умение извлекать информацию из разных видов несплошных текстов (таблиц, схема, диаграмм.графиков, инструкций и др.); - умение критически оценивать актуальность, полноту, точность и достоверность информации; - умение формулировать поисковый запрос, использовать различные источники для получения недостающей информации; |
Коммуникационная грамотность учащихся |
- умение аргументированно высказывать собственные суждения в устной и письменной форме; - умение участвовать в учебной дискуссии, владение культурой спора; |
Социальная грамотность учащихся |
- умение находить противоречия в тексте и их формулировать; - умение работать с заданиями открытого типа; - умение рационально организовывать свое свободное время; - умение работать в команде для достижения общей цели; |
Уровень профессиональной квалификации педагогических кадров |
- участие в семинарах, конференциях и других научно-методических мероприятиях; - публикации в периодической печати и педагогических ресурсах сети Internet; |
Удовлетворенность субъектов образовательного процесса нововведением, качеством образования в условиях инновации |
- отношение администрации учреждения образования к нововведению; - отношение педагогов учреждения образования к нововведению; - отношение родителей учащихся начальных классов к нововведению; - отношение учащихся начальных классов к нововведению. |
Для оценки результатов инновационной деятельности были использованы следующие методы: педагогическое наблюдение, беседа, изучение материалов сопровождения инновации, изучение результатов учебной деятельности учащихся, психологическая диагностика, анкетирование, систематизация, сравнение, анализ, обобщение.
Мотивация учебной деятельности
Анализ результатов диагностики учебных предпочтений учащихся показал, что 48% учащихся готовы заниматься многомерным чтением ежедневно, 43% учащихся желают, чтобы занятия проходили больше, чем в данный период (3-4 урока в неделю) и только 9% - столько же, сколько сейчас (2 раза в неделю).
Сводные результаты выполнения
диагностики познавательных интересов учащихся четвёртых классов
(октябрь, апрель, 2023/2024 уч.г.)
Класс
|
Уровни выполнения работы |
|||||||
неуд. |
низкий |
средний |
высокий |
|||||
окт. |
апр. |
окт. |
апр. |
окт. |
апр. |
окт. |
апр. |
|
Всего учащихся, % |
3 уч. 3 % |
0уч. 0% |
5 уч. 5 % |
5 уч. 5% |
50 уч. 51 % |
30 уч. 30% |
41 уч. 41 % |
64 уч. 65% |
Сводные результаты выполнения
диагностики познавательных интересов целевой группы учащихся четвёртых классов (октябрь, апрель, 2023/2024 уч.г.)
Класс
|
Уровни выполнения работы |
|||||||
неуд. |
низкий |
средний |
высокий |
|||||
окт. |
апр. |
окт. |
апр. |
окт. |
апр. |
окт. |
апр. |
|
Всего учащихся, % |
1 уч. 2 % |
0уч. 0% |
1 уч. 2 % |
0уч. 0% |
26 уч. 46 % |
9 уч. 16% |
28 уч. 50 % |
47 уч. 84% |
Анализ результатов показал, что наблюдается положительная динамика во всех четвёртых классах. При этом у учащихся целевой группы познавательные интересы сформированы на высоком (87%) и среднем (16%) уровнях.
Предметные результаты обучения
С целью изучения уровня обученности учащихся по учебным предметам в марте проведена комплексная работа. Предлагались задания по учебным предметам в соответствии с программными требованиями. С заданиями комплексной работы справились все учащиеся. У большинства учащихся отметка по учебному предмету за комплексную работу и отметка по предмету за третью четверть совпадают. При этом учащиеся целевой группы показали результаты лучше, чем учащиеся класса.
Следует отметить, что учащиеся целевой группы – активные участники интеллектуальных и творческих конкурсов. Среди них призёры районных и обласных соревнований по шахматам, дипломант международного конкурса-олимпиады «Глобус» по русскому языку; призёры районного конкурса творческих проектов и исследовательских работ "Я познаю мир"; районного этапа Республиканской выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества «Калядная зорка»; районного смотра-конкурса детского творчества «Спасатели глазами детей», трое учащихся стали победителями первого республиканского конкурса по предмету “Человек и мир”.
Метапредметные результаты обучения
При проведении диагностики познавательной активности учащиеся целевой группы показали очень высокий (38%), высокий (52%) и достаточный (10%) уровни.
Сравнительные результаты выполнения диагностики словесно-логического мышления учащихся четвёртых классов
(сентябрь 2023 г., апрель 2024 г.)
|
Уровни выполнения работы |
|||||||
удовл. |
средний |
достаточ. |
высокий |
|||||
сент |
апр. |
сент |
апр. |
сент |
апр. |
сент |
апр. |
|
Всего учащихся, % |
3 уч. 3 % |
0 уч. 0% |
57 уч. 58 % |
36уч 36% |
35 уч. 35 % |
38уч 38% |
4 уч. 4 % |
25уч 25% |
Сравнительные результаты выполнения
диагностики словесно-логического мышления целевой группы учащихся четвёртых классов (сентябрь, апрель, 2023/2024 уч.г.)
|
Уровни выполнения работы |
|||||
средний |
достаточ. |
высокий |
||||
сент |
апр. |
сент |
апр. |
сент |
апр. |
|
Всего учащихся, % |
27 уч. 48 % |
5 уч. 9% |
25 уч. 45 % |
27уч 48% |
4 уч. 7 % |
24уч 43% |
Анализ результатов выполнения диагностики словесно-логического мышления показал положительную динамику. При этом высокий уровень сформированности словесно-логического мышления в основном показали учащиеся целевой группы.
Сравнительные результаты диагностики произвольного внимания
учащихся четвёртых классов(апрель2023 г., апрель 2024 г.)
|
Уровни выполнения работы |
||||||||
средний |
достаточ. |
высокий |
очень выс. |
||||||
2023 |
2024 |
2023 |
2024 |
2023 |
2024 |
2023 |
2024 |
|
|
Всего учащихся,% |
1 уч. 1% |
0уч. 0% |
22уч 22% |
15уч 15% |
43уч 44% |
31уч 31% |
33уч 33% |
53уч 54% |
|
Сравнительные результаты диагностики произвольного внимания
целевой группы учащихся четвёртых классов
|
Уровни выполнения работы |
|||||
достаточ. |
высокий |
очень выс. |
||||
2023 |
2024 |
2023 |
2024 |
2023 |
2024 |
|
Всего учащихся, % |
4 уч. 8% |
0уч. 0% |
20уч 39% |
7 уч. 12% |
27уч 53% |
49уч 88% |
Анализ данных диагностики показал, что уровень произвольного внимания четвероклассников значительно повысился. При этом 100% учащихся, занимающихся по технологии многомерного чтения, показали высокий (12%) и очень высокий (88%) уровни.
Результаты диагностики показали, что уровень учебных достижений и уровень сформированности компонентов учебной деятельности у 88% учащихся целевой группы совпадают. У 9% учащихся уровень учебных достижений выше уровня сформированности компонентов учебной деятельности и только у 3% - ниже. В то время как среди всех учащихся четвёртых классов данный показатель ниже у 20%,
Дополнительно с целью повышения интереса участников инновационного проекта к использованию несплошных текстов в реальной жизнедеятельности по предложению научного консультанта проекта Гин С.И. была организована олимпиада «После уроков» по функциональной грамотности младших школьников. В школьном этапе олимпиады победили 14 учащихся. Трое учащихся стали участниками областного этапа.
Личностные результаты обучения
Сравнительные результаты диагностики уровня воспитанности показали, что уровень воспитанности учащихся целевой группы выше: из всех четвероклассников, показавших высокий уровень воспитанности, 77% учащихся – это дети, занимающиеся по технологии многомерного чтения. Учащиеся целевой группы показали высокий (87%) и средний (13%) уровни воспитанности.
Сводные результаты выполнения
диагностики ценностных ориентаций учащихся четвёртых классов
(октябрь, апрель, 2023/2024 уч.г.)
|
Уровни выполнения работы |
|||||
низкий |
средний |
высокий |
||||
сент |
апр. |
сент |
апр. |
сент |
апр. |
|
Всего учащихся, % |
3уч. 3% |
0 уч 0% |
18 уч. 18% |
9 уч. 9% |
78 уч. 79% |
90 уч. 91% |
Сводные результаты выполнения
диагностики ценностных ориентаций целевой группы учащихся четвёртых классов (октябрь, апрель, 2023/2024 уч.г.)
|
Уровни выполнения работы |
|||
средний |
высокий |
|||
сент |
апр. |
сент |
апр. |
|
Всего учащихся, % |
8 уч. (14 %) |
0 уч. (0%) |
48 уч. (86 %) |
56 уч. (100%) |
Высокий уровень сформированности ценностных ориентаций показали 100% учащихся целевой группы.
Ведущими критериями оценки эффективности инновационной деятельности являются критерии «Читательская грамотность учащихся», «Информационная грамотность учащихся», «Коммуникативная грамотность учащихся», «Социальная грамотность учащихся», которые являются интегративными компонентами функциональной грамотности младших школьников.
Результаты стартовой и итоговой диагностики функциональной грамотности учащихся четвёртых классов (октябрь, май, 2023/2024 уч.г.)
Всего учащихся, % |
Уровни выполнения работы |
||||||||
средний |
достаточ. |
высокий |
очень выс. |
||||||
окт. |
май |
окт. |
май |
окт. |
май |
окт. |
май |
||
23 уч 41% |
0 уч 0% |
25 уч. 45 % |
21уч 37% |
8 уч. 14 % |
30уч 54% |
0 уч. 0% |
5уч. 9% |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, в четвёртых классах наблюдается положительная динамика в формировании функциональной грамотности. К концу года 100% учащихся выполнили работу на достаточном, высоком и очень высоком уровнях.
Удовлетворённость субъектов образовательного процесса нововведением, качеством образования в условиях инновации.
Результаты анкетирования
(май, 2024 г.)
Субъекты образовательного процесса |
Количество опрошенных |
Отношение к нововведению |
||
Положительное |
Отрицательное |
Нейтральное |
||
Педагогические работники |
6 |
100% |
0 % |
0 % |
Учащиеся экспериментальных классов |
56 |
100 % |
0 % |
0 % |
Законные представители учащихся экспериментальных классов |
54 |
100 % |
0 % |
0 % |
Всего |
116 |
100 % |
0 % |
0 % |
Из положительных сторон педагогами-участниками инновационной деятельности (в том числе администрации) названы следующие: повысилась успеваемость по предметам, учащиеся умеют работать с несплошными текстами, развёрнуто аргументировать своё мнение, приобретенные знания применяют в повседневной жизни.
Диагностика отношения учащихся к занятиям по технологии, проведенная в апреле 2024 г., показала, что детей привлекают интересные и познавательные задания, задания МИКС, работа в группах, различные эксперименты и игры, работа «в режиме мозгового штурма».
Родители, принявшие участие в анкетировании, отметили, что ребёнок стал более общительным, не боится высказывать своё мнение, умеет отбирать нужную информацию из разных источников, полученные на занятиях знания применяет в жизни.
Таким образом, результаты диагностик подтверждают эффективность инновационной деятельности. По всем критериям и показателям, содержащимся в инновационном проекте, наблюдается положительная динамика. Учащиеся целевой группы показали высокие результаты при проведении диагностики познавательных интересов, произвольного внимания, сформированности компонентов учебной деятельности, ценностных ориентаций, уровня воспитанности.
Материалы из опыта работы по реализации инновационного проекта
Занятия по многомерному чтению
Два раза в неделю проводились занятия по многомерному чтению. Занятия по технологии многомерного чтения необычные и нескучные. Форма работы новая, интересная. Обучение по данной технологии предполагает использование информационных технологий, поэтому одними из любимых заданий стали те, в которых нужно применять QR-код.
Работа Клуба «Юный читатель»
С целью эффективной реализации проекта работал Клуб «Юный читатель». Цель Клуба: проведение системной работы по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника, овладение обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Работа Клуба проводилась согласно плану работы. Занятия Клуба способствовали закреплению умений учащихся работать с несплошными текстами.
https://skidel1.grodruo.by/об-учреждении/инновационный-о/опыт-инновационной-деяте/клуб-юный-читатель
День самообразования
Последний учебный день четверти для ребят был всегда ярким и запоминающимся. В рамках инновационного проекта с целью повышения уровня читательской и информационной грамотности педагоги организовывали проведение дня самообразования. Ребята приносили познавательные книги, которые с удовольствием самостоятельно изучали, а затем принимали активное участие в обсуждении прочитанного, делились впечатлениями.
Деловая игра «Биржа труда»
В конце второй и третьей четвертей проводилась деловая игра «Биржа труда» с целью повышения уровня социальной и коммуникативной грамотности. Данный вид деятельности способствовал расширению знаний учащихся об окружающем мире, формированию самостоятельности и привитию интереса к различным видам творческой учебной деятельности.
В современном мире недостаточно просто уметь читать и писать: важными стали не сами знания, а умение применять их в реальной жизни. Именно поэтому уже с начальной школы важно формировать у ребёнка функциональную грамотность. Диагностики, проведённые в процессе реализации проекта, доказали, что многомерное чтение способствует формированию функциональной грамотности младших школьников, которая помогает учащимся максимально быстро адаптироваться и функционировать во внешней среде.
Технология многомерного чтения – интересная, увлекательная, заслуживающая внимания, захватывающая и нескучная. Многомерное чтение позволяет развивать способности, познавательную активность, любознательность, эрудицию, творческое мышление, креативность, коммуникабельность и другие личностно значимые качества учащихся.
Технология способствует развитию речи ребёнка: ребята на занятиях учатся высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и учитывать точку зрения других, выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и конкретно. Игры, активные формы и методы работы, используемые на занятиях, способствуют росту познавательной активности, позволяют учащимся получать и усваивать большее количество информации.
Многомерное чтение повышает учебную мотивацию, формирует внимательного читателя и успешного учащегося, развивает критическое мышление, учит устанавливать причинно-следственные связи между идеями и фактами.