Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования

 В 2020 году в учреждении образования завершена работа по реализации модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования.

 Осознанное стремление педагогов к саморазвитию, умение работать в команде, профессиональная мобильность и высокая степень ответственности в работе позволили успешно внедрить в практику модель тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся. Инновационная образовательная политика повлияла на работу всего педагогического коллектива и учащихся. Это подтверждается более успешным педагогическим опытом профессионального самообразования, участия в конкурсах, конференциях, семинарах районного, областного, республиканского уровней, организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, работы с высокомотивированными учащимися, победами учащихся в научно-практических конференциях, смотрах, конкурсах различных уровней.

 Реализованный инновационный проект носит актуальный характер, так как исследовательский подход является приоритетным направлением в образовательном процессе как способ развития субъектной позиции и ключевых компетенций учащихся в сфере учебного и научного познания. Исследовательский подход в обучении предполагает активную поисковую деятельность учащихся по решению учебных задач и приобретению на этой основе новых знаний, учебно-познавательных умений и навыков исследовательской деятельности.

  Идея проекта заключается в создании и организации деятельности тьюторского клуба из числа педагогов и учащихся государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Скиделя» и преподавателей учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы», что предоставляет учащимся множественный выбор образовательных траекторий, получение опыта самоопределения и дальнейшей профессиональной деятельности через создание индивидуальных образовательных программ и их тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве.

   Практика показала, что те обучающиеся, у которых была возможность получить консультации преподавателей высших учебных заведений, были наиболее успешны в областном конкурсе исследовательских работ «Хрустальная Альфа», а также в республиканских конкурсах.

  Наличие в образовательном процессе учреждений общего среднего образования исследовательской деятельности обучающихся определяет необходимость:

  • уточнения ценностных и целевых ориентиров системы образования, направленных на повышение качества образования в контексте современной социокультурной и цивилизационной динамики и места нашей страны в ней;
  • обеспечения преемственности в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся общего среднего и высшего образования;
  • перехода от учебно-исследовательской к научно-исследовательской деятельности;
  • возрастающей потребности в развитии метапредметных, практико-методологических компетенций педагогов и руководителей учреждений образования – основных субъектов, осуществляющих управление проектной и исследовательской деятельностью обучающихся;
  • актуализации теоретического, методологического и методического осмысления опыта организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

 Практическая деятельность показала, что тьюторское сопровождение позволило нам не только повысить профессиональный уровень педагогов, но и поспособствовало активному вовлечению учащихся в творческий поиск.

Целесообразность и актуальность модели

Название модели: «Организация тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования»

Цель инновационной модели: формирование культуры исследовательской деятельности учащихся посредством организации тьюторского сопровождения в процессе взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования

Сроки реализации: 2017- 2020 г

Консультанты инновационного проекта:

Позняков Валерий Владимирович, профессор кафедры молодёжной политики и социокультурных коммуникаций ГУО «Республиканский институт высшей школы», доктор философских наук, профессор;

Сенченко Елена Николаевна, главный специалист управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь;

Семёнова Наталия Акимовна, методист высшей квалификационной категории отдела творческих методик обучения молодёжи ГУО «Академия последипломного образования».

Важнейшей предпосылкой и основным ресурсом инновационного развития белорусской экономики и социальной сферы сегодня выступает повышение качества человеческого потенциала, что предполагает достижение нового качества образования. Современные требования государства к результатам образования, закрепленные в Кодексе Республики Беларуси об образовании, ориентируют школы на формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов в организации образовательного процесса, в определении способов обеспечения возможности саморазвития и самообразования личности.

Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Исследовательский подход в обучении предполагает активную поисковую деятельность обучающихся по решению учебных задач и приобретению на этой основе новых знаний, умений и навыков исследовательской деятельности.

свернуть

Работа с кадрами

 Команду педагогов, участвующих в реализации проекта, отличает высокая профессиональная мобильность, готовность к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и реализации профессионального и творческого потенциала.

  Весь педагогический коллектив был включен в процесс поиска путей решения поставленных задач. Это позволило педагогам приобрести опыт педагогической деятельности в поиске эффективных форм, методов и приемов для формирования культуры исследовательской деятельности учащихся, повысить уровень профессиональных компетенций в сфере инновационной деятельности.

Задачи повышения профессиональной компетентности педагогов, участвовавших в реализации проекта, решались в контексте современной парадигмы образования. В течение реализации проекта обеспечены непрерывность, преемственность, дифференциация повышения квалификации педагогов через педагогические исследования (самообразование), систему методических мероприятий, участие в семинарах, обучающих курсах и семинарах-практикумах в ГУО «Академия последипломного образования», ГУО «Гродненский областной институт развития образования».

  Участие в названных мероприятиях содействовало совершенствованию профессионального мастерства педагогов в вопросах реализации инновационного проекта, современных подходов в организации исследовательской деятельности учащихся, позволило скорректировать направление методической и аналитической работы по формированию и развитию у педагогических работников профессиональных компетенций. Основательная и качественная научно-методическая поддержка дала возможность участникам инновационного проекта на научной основе осуществлять практическую педагогическую деятельность.

 Осуществление исследовательской деятельности педагогами в ходе реализации проекта позволило повысить исследовательскую и инновационную культуру, что обусловило формирование инновационного педагогического опыта, который презентовался на педагогической конференции «Самообразование педагога: реализация в работе и результат» (март 2020 года).

  Педагогами разработаны методические материалы для организации системы тьюторского сопровождения в соответствии с темами исследования.

 Черкес.Н.И., учитель русского языка и литературы, является одним из авторов учебного пособия «Русская литература. IX класс». Работая над созданием этого учебного пособия, авторы посчитали важным включить задания, формирующие исследовательскую компетентность учащихся. Такие задания носят проблемный, поисковой характер, требуют от учащихся определения проблемы, постановки цели, формирование гипотез, планирование деятельности и ее результата, систематизации материала, его интерпретации, анализа и синтеза, установления взаимосвязей, решения задач в новой ситуации и применения опыта на практике.

 В марте 2020 года Черкес Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы, награждена нагрудным знаком «Отличник образования» за значительный вклад в развитие образования, внедрение передового педагогического опыта, образцовое выполнение трудовых обязанностей, высокие достижения в обучении и воспитании детей и молодежи.

 Педагоги Крыницкая О.И. и Невгень Л.И. отмечены Грамотами "За плённую працу па развіцці ў вучняў творчых і навукова-даследчых здольнасцей" на республиканском конкурсе творческих и научно- исследовательских работ "Тут родныя трымаюць  карані"

Теоретический семинар «Современные подходы к организации исследовательской деятельности учащихся» в рамках реализации инновационного проекта

В рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования» прошел теоретический семинар «Современные подходы к организации исследовательской деятельности учащихся». Семинар провели преподаватели Гродненского государственного университета им. Я Купалы: Пивоварчик Ирина Войтеховна–доцент кафедры журналистики, кандидат филологических наук; Загидулин Алексей Николаевич - кандидат  исторических наук, доцент.

Анкеты для педагогов

свернуть

Трансляция опыта

Педагогами-новаторами разработаны и оформлены материалы практического опыта в рамках инновации (дидактические и методические материалы по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках), которые систематизированы  и обобщены.

 Работа Черкес Н.И. вошла в сборник статей международной научной конференции «Инновационные подходы в изучении и преподавании русского языка в современном мире» (Организаторы: научно-методический центр при Департаменте международного сотрудничества Министерства образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам «ХФИРЯП» совместно с Ханойским университетом. Ханой, Вьетнам).

 Черкес Н.И. свои материалы размещает на авторских электронных ресурсах: образовательный сайт «Учебно-методический комплекс по русской литературе для педагогов и учащихся «Поэзия периода Великой Отечественной войны. Муза в солдатской шинели» [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://nivcherkes.wixsite.com/poeziavov; образовательный сайт «Пусть читают» [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://nivcherkes.wixsite.com/vrednonechitat); образовательный блог «Креативное чтение. Вредно не читать» [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://nivcherkes.wixsite.com/mysite-3.

 

Мероприятия

Тема выступления

ФИО педагога

Республиканская конференция «Креативная экономика – вызов времени. Инновационные подходы и методы работы с одаренными учащимися. Проектная деятельность учреждений образования»

«Организация  деятельности школьного клуба журналистов как одна из форм  работы с филологически одаренными учащимися»

Черкес Н.И., учителя русского языка и литературы

VII Международная научная конференция «А.С.Пушкин и мировая культура», организованная Министерством образования Республики Беларусь и БГПУ им.М.Танка.

«Использование эпистолярного наследия А. С. Пушкина при изучении лирики в 6 классе»

Черкес Н.И., учителя русского языка и литературы

Очный этап Международного фестиваля профессионального мастерства «Познание в сотворчестве»

 

Представили свой опыт по организации проектной и исследовательской деятельности (презентация опыта, стендовый доклад, организация группового мини-исследования)

Черкес Н.И., учителя русского языка и литературы, Криницкая О.И., учитель физики

Семинары районного, областного и республиканского уровней

«Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках русской литературы в IX классе»

Черкес Н.И., учителя русского языка и литературы

Районный педагогический форум «Организация исследовательской деятельности в учреждениях образования района. Шаги к успеху»

«Организация и проведение исследовательской работы с учащимися»

Радецкая М.Д., учитель белорусского языка и литературы

Республиканский вебинар для участников инновационной деятельности «Презентация эффективного опыта реализации инновационного проекта «Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности  учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования»

«Тьюторское сопровождение проектной и исследовательской деятельности членов школьного клуба журналистов «Твой формат»

 

Черкес Н.И., учителя русского языка и литературы

Областной семинар-практикум для педагогов дополнительного образования «Организация исследовательской работы с обучающимися»

 

 «Определение темы научно-исследовательской работы обучающегося и ключевые моменты проведения исследования в области филологии»

Черкес Н.И., учителя русского языка и литературы

 Учителя-участники инновационной деятельности делятся инновационным опытом посредством открытых учебных занятий:

открытый урок русского языка в X классе по теме «Изобразительные возможности и текстообразующая функция местоимения», учитель Черкес Н.И.;

открытый урок русской литературы в X классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», учитель Черкес Н.И.;

открытый урок белоруской литературы в IX классе по теме «Аповесць «У палескай глушы. Лабановіч і мясцовая інтэлігенцыя», учитель Невгень Л.И.;

открытый урок английского языка в VIII классе по теме «Деньги: цифры и факты», учитель Адарцевич Л.М.;

открытый урок английского языка в VIII классе по теме «Традиции британских школ», учитель Адарцевич Л.М.;

открытый урок белорусской литературы в XI классе по теме «Тэматычная разнастайнасцьі ідэйная накіраванасць сучаснай беларускай паэзіі», учитель белорусского языка Радецкая М.Д.;

літаратурная гасцёўня «Мастацкая палітра творчасці паэтаў малой радзімы. Тамара Мазур»учитель Радецкая М.Д.

свернуть

В помощь педагогам

Содержание работы педагога с тьюторской позицией, тьютора и тьюторанта на разных этапах исследовательской деятельности учащегося

Деятельность членов тьюторского клуба

Формы работы тьюторского клуба

Должностные обязанности тьютора

В основе предлагаемой модели – технологии и методики открытого образования:  «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций); «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов); «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.

На практике хорошо себя показали следующие формы работы:

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа). Индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

Групповая тьюторская консультация. На этих занятиях реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных исследовательских программ учащихся с похожими познавательными интересами. Педагог с тьюторской позицией или тьютор осуществляет одновременно несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе.

Тьюториал (учебный тьюторский семинар)Тьюториал - это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. Такая работа способствует овладению обучающимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

Тренинг. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

Образовательное событие. В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др. События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

свернуть

Результативность инновационной деятельности

Результаты инновационной деятельности определялись в соответствии с критериальной базой и ожидаемыми результатами инновационного проекта.

В числе основных результатов внедрения модели тьюторского сопровождения следует назвать создание условий для самоопределения и самореализации учащихся, о чём свидетельствует уровень исследовательских достижений тьюторантов:

17 дипломов на районном конкурсе  исследовательских работ учащихся Гродненского района «Первые шаги в науку»;

3 диплома районного этапа республиканского водного конкурса исследовательских проектов;

6 дипломов на районном этапе республиканского конкурса научных исследовательских краеведческих работ учащихся;

7 дипломов в областной краеведческой научно-практической конференции учащихся "Край Гарадзенскі";

2 диплома на  областном конкурсе работ исследовательского характера (конференции) «Хрустальная Альфа»;

3 диплома республиканской научно-практической конференции учащихся средних, средних специальных учебных заведений и студентов младших курсов вузов «От Альфа к Омеге…»;

9 дипломов  на республиканском конкурсе детских научно-практических проектов эколого-биологической тематики «Прозрачные волны Нарочи»;

1 диплом на XXIV республиканском конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся;

2 победителя республиканского конкурса творческих и научно-исследовательских работ «Тут родныя трымаюць карані».

 

Результатами работы педагогов в рамках инновационного проекта являются образовательные продукты инновационной деятельности:

дидактические материалы для развития исследовательской компетенции на уроках  математики, физики, белорусского языка и литературы, истории в V и X классах;

памятки, аннотированный список литературы по вопросам организации тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования;

мастер-классы, разработки уроков, видеоуроки;

банк работ тьюторантов исследовательского характера.

Отметим наиболее значимые результаты:

Достигнут устойчивый уровень мотивации педагогов и повысился интерес учащихся к осуществлению исследовательской деятельности.

Наблюдается динамика уровня учебных достижений учащихся-участников ИД (по среднему баллу с 7,7 до 8,6).

Отмечается положительная динамика участия участников инновационного проекта в олимпиадах и конкурсах работ исследовательского характера.

Отмечается увеличение количества учебных и факультативных занятий, построенных на основе подхода индивидуализации с применением проектно-исследовательской деятельности. Большинство опрошенных учащихся (89%) отмечают эффективность такого рода занятий.

100% педагогов, участвующих в ИД, указывают на удовлетворенность своим трудом, улучшение результатов работы. 

Таким образом, технология тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся способствует самоопределению, формированию осмысленного и ответственного отношения личности к собственной жизни, к своему будущему, личностному и профессиональному продвижению. 

свернуть

Структура и содержание инновационной модели

    В основе разработки модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования лежат фундаментальные концептуальные положения современных психолого-педагогических исследований:

- организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся (Гальперин П.Я., Давыдов В.В.; Пидкасистый П.И., Талызина Н.Ф; Кротов В.М.);

- организация учебной исследовательской деятельности учащихся (Альтшуллер Г.С., Бухвалов В.А, Кларин М.В, Брунер Дж., Шваб Д., Таба X., Тениссон Р.,);

- концепция педагогической поддержки обучающихся (Газман О.С., Крылова Н.Б., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. и др.);

- тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся (Ковалева Т.М. и т.д.);

- коммуникативно-деятельностный подход (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.);

- мыследеятельностный подход в педагогике (Выготский Л.С., Громыко Ю.К., Мамардашвили М.К., Слободчиков В.И., Щедровицкий П.Г. и др.);

- теория самоопределения (Беспалова Г.М., Гиллер Ю.И., Позняков В.В., Щедровицкий Г.П.).

  Модель организации тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования представляет собой систему взаимодействия субъектов образовательного процесса учреждений общего среднего (руководителей учреждения образования, педагогических работников, учащихся, их родителей (законных представителей) и высшего образования (преподаватели, аспиранты, студенты).

   Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности учащегося (тьюторанта) в самом общем виде определяется как последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, аналитико-рефлексивного, обобщающего. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы педагога с тьюторской позицией и тьютора.

 

свернуть

Мониторинг процесса и результатов в рамках модели

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Критерии Показатели Методики изучения Единицы измерения

Мотивация учащихся к исследовательской деятельности

Инициативность и самостоятельность в поиске новой информации; стремление к обсуждению вопросов познательного характера; знания, выходящие за пределы учебной программы; эмоциональное отношение к цели, процессу и результату познания

"Лесенка побуждений" (А.И.Божович, И.К.Макарова); "Мотивация успеха и боязнь неудачи - МУН" (А.А.Реана); модифицированный вариант анкеты школьной мотивации (Н.Г.Лускановской);   методики "Лесенка уроков", "Выбор задания;   методика "Когнитивная ориентация" (локус контроля);  анкетирование; беседы с педагогами и  тьюторами    

 

 

Положительная динамика в %
Культура исследовательской деятельности учащихся Способность к анализу, рефлексии, обобщению; способность к научно-исследовательской деятельности (выявление проблемы, выработка и постановка гипотез, анализ информации; планирование исследования, выбор методов и форм; проведение эксперимента, обработка результатов: сбор, классификация, сравнение, установление взаимосвязей, анализ, обобщение, рефлексия собственных действий, внесение корректив); способность к генерированию новых идей Методика дифференцирования типа мышления (Р. Атаханов); методика «Когнитивная ориентация» (локус контроля); методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан; краткий тест Торренса; анкетирование, беседы с тьюторами и тьюторантом Положительная динамика в %

Учебные достижения учащихся по учебным предметам

Уровень обученности учащихся по учебным предметам Результаты обучения (академические достижения учащихся) контрольные срезы знаний Положительная динамика успеваемости в %
Повышение квалификации Уровень компетентности педагогов в области технологии тьюторского сопровождения.  Уровень владения культурой исследовательской деятельности. Умение разрабатывать индивидуальные образовательные программы Анкетирование Мониторинг Аттестация Положительная динамика в %, количество публикаций, выступлений и др.; количество проектных и исследовательских работ

Удовлетворение образовательных

 запросов учащихся

1. Удовлетворенность учащихся процессом и результатами обучения.

2. Отношение педагогов, администрации, родителей учащихся к нововведению

Анкета, опрос, внутренняя и внешняя экспертиза Положительная или стабильная динамика
свернуть
поделиться в: